Новости компании

Дмитрий Баглей: Принципы построения новой цифровой экономики России


Мало кто еще два месяца назад мог поверить в то, что к началу марта 2022 года наша жизнь так сильно изменится. Прежние времена, ранее задуманные планы и цели, поставленные себе задачи на ближайший период, можно полностью отменять. К настоящему времени многие зарубежные компании объявили об уходе с рынка Российской Федерации, большинство заявило, как минимум, о приостановлении деятельности на неопределенный срок, осуществлен запрет на импорт из России ряда товаров и сырья, происходит разрыв международных контрактов. Подобный список можно продолжать достаточно долго. При этом западные страны заявляют о все новых и новых пакетах санкций в отношении России: речь идет уже о блокировке всей торгово-экономической инфраструктуры, включая порты, транспортные магистрали и другие виды мероприятий.




Для информации.
«Экономические санкции в отношении России носят беспрецедентный характер, подобного в истории никогда не было», - отмечается высокопоставленными лицами страны. Действительно, за последние несколько десятков лет подобного не было во всем мире. Однако, обращаясь к истории, можно вспомнить период с 1800 по 1814 годы. В эпоху Наполеоновских войн в Европе, завершившейся взятием Парижа российской армией, существовала блокада Великобритании. Император Наполеон объявил экономическую войну Соединенному Королевству и по мере захвата европейских стран развивал блокаду, которая выражалась в полном запрете торговых отношений с Великобританией. Под санкции попадали все ключевые виды товаров и сырья, которые приносили британской короне основной доход. Блокировались порты и любые сухопутные торговые пути. Несмотря, на нанесенный ущерб бюджету Великобритании, Наполеону не удалось победить в той экономической войне. Торговля продолжалась через страны, неподконтрольные Его Императорскому Высочеству.



Многие противники России пророчат нам судьбу Северной Кореи: обвал экономики, дефолт российского рубля, полное прекращение международных деловых контрактов, а также политическая и социальная изоляция страны.

Рынок России перенасыщен продукцией из западных стран: продукты питания и корма для животных, бытовая химия и косметика, мебель и сантехника, предметы быта, микроэлектроника и бытовая техника и многое другое. Подобный список можно продолжать очень долго. Мало кто помнит, что насыщение рынка началось сразу с открытием железного занавеса и связано это было с тем, чтобы привить потребительские привычки западного человека гражданину только что развалившейся страны. Тем самым во многих отраслях стало гораздо выгоднее привозить готовую продукцию, чем пытаться создать внутри страны свои аналоги. Именно поэтому те экономические санкции, которые поддерживаются самостоятельно или принудительно глобальными компаниями типа Pepsico, Nestle, Valio, IKEA и десятками других крайне болезненно скажутся на обычных гражданах, в привычку которых вошло потребление соответствующей продукции.

Если предположить, что к маю 2022 года все напряжение в мире спадет, все санкции будут отменены, то гораздо комфортнее будет спокойно вернуться в прежний ритм жизни, немного сожалея лишь о том, что было потрачено очень много наличных средств на приобретение своих личных стратегических запасов гречки, сахара, консервов, химии и косметики. Однако данный сценарий развития событий крайне маловероятен. Мир достаточно давно не сталкивался с подобными событиями и настолько яростным противостоянием сторон.

В подобной складывающейся экстраординарной ситуации с крайне негативными перспективами для большинства отраслей экономики нужно постараться отказаться от привычной модели проектирования и создания экономики. Наступает время новых подходов в экономике, переосмысления порядков в действующих институтах, иные стратегические ориентиры в большинстве сферах и отраслей Российской Федерации.

Переосмысление стратегии цифровой экономики

В настоящей статье осуществляется попытка анализа и формулирования принципов для построения новой цифровой экономики страны.

В 2018 году Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 были утверждены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В документе подробно рассматриваются цели по ключевым направлениям, среди которых демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика и ряд других.

В отношении национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

1.    Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом.
2.    Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств.
3.    Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Как отмечено выше, следует пересмотреть базовые принципы построения цифровой экономики страны, основываясь на самых худших сценариях дальнейшего развития.

Целесообразным представляется рассмотреть трехуровневую компонентную модель организации стратегии цифровизации:
·       Уровень 1 «Государственный». На данном уровне следует рассматривать создание новых цифровых продуктов и цифровых сервисов государства. Речь идет о различных государственных институтах, включая федеральные фонды, судебную систему, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
·       Уровень 2 «Интеграционный». Для повышения эффективности необходимо осуществить создание ряда цифровых продуктов, обеспечивающих информационное взаимодействие между системами Государственного уровня и Отраслевыми системами.
·       Уровень 3 «Отраслевой». В данном случае речь идет о развитии цифровой экономики ряда отраслей. Преимущественно речь ниже пойдет в контексте субъектов малого и среднего бизнеса. 


Принципы подхода к государственным системам и сервисам

Нужно отметить, что государственные институты достаточно хорошо оснащены информационными сервисами. Одним из самых развитых органов государственной власти с точки зрения цифровизации является Федеральная Налоговая служба. Цифровыми сервисами ФНС России пользуются миллионы граждан и субъектов предпринимательства. С момента реализации программы проектов электронного Правительства сделано очень много.

В то же время представляется целесообразным немного изменить подход к цифровой экономике Государственного уровня. Если в России сохранится приверженность к экономике потребления, то в основе создания цифровых продуктов и сервисов должен стать именно потребитель. Для этого нужно выполнить два вида научно-исследовательских работ:

Во-первых, следует выделить и описать ключевые жизненные сценарии обычных граждан (потребителей). Описанные жизненные ситуации далее позволят выделить все информационные связи между различными институтами власти, участвующих в оказании услуг.

Во-вторых, нужно провести детальный анализ соответствующих нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми предоставляются государственные услуги. Структурировать и оцифровать все регламенты: не просто хранить как в справочных системах, а сделать дизайны в формате BPMN нотации и запрограммировать в соответствующей платформе управления процессами и данными.



Для информации.
Когда в России впервые заработал Единый портал государственных услуг и функций (ГОСУСЛУГИ), то каждому федеральному органу исполнительной власти поручили опубликовать на ГОСУСЛУГАХ услуги, которое ведомство представляет гражданам, а количество оказанных услуг через портал привязали к показателям эффективности. В итоге единственный плюс, который получили граждане – это возможность в электронном виде оформить заявление и в ряде случаев получить услугу без посещения ведомства. Каждое ведомство стремилось увеличить только собственный показатель. В тоже время, если рассмотреть жизненную ситуацию, то для ее реализации гражданам необходимо посетить, как правило, несколько ведомств. Таким примером является «рождение ребенка». С момента рождения существует порядка 10 услуг, которые будут оказаны родителям: от получения свидетельства о рождении, до записи в детский сад.




Министерство цифрового развития несколько лет назад приступило к развитию ГОСУСЛУГИ с учетом жизненных ситуаций граждан. Но предлагаемая в настоящей статье модель имеет свои отличия:
·       В новых условиях нужно обеспечить максимальное покрытие функций в сфере цифровизации жизненных ситуаций.
·       Цифровые сервисы должны быть максимально удобны гражданам, а не только чиновникам и государственным служащим.
·       Цифровые сервисы должны быть полностью «прозрачными» для пользователей.



Возможная идея.
Можно в качестве идеи рассмотреть Платформу в сфере адвокатской деятельности и судебной системы России. Возможные функции системы:
·        Гражданин должен иметь возможность подать жалобу в суд полностью в электронном виде, участвовать в заседании в удаленном режиме, отслеживать статусы своего иска.
·        Гражданин должен иметь возможность обратиться к судебной практике в рамках цифрового сервиса. Не самостоятельно искать в справочных системах нужную информацию или обращаться к высокооплачиваемым адвокатам.
·        Гражданин должен, в конце концов, иметь возможность подать рассмотрение своего дела в другую инстанцию для получения «второго мнения» или заключения суда.

Платформа также может действовать как маркетплейс-агрегатор по принципу торговой площадки/биржи, на которой адвокатские бюро могут размещать свои предложения на услуги, а граждане оформлять заказы на решение своих исков и различных вопросов. При этом граждане могут подключать разных специалистов на этапах рассмотрения своего дела в суде, получать дополнительные комментарии и рекомендации, задавать уточняющие вопросы адвокатам.


·       Накопление знаний в базе данных о пользовательских предпочтениях должно приводить к оптимизации цепочек активностей при оказании услуг. Фактически с использованием математических моделей и искусственного интеллекта можно сильно оптимизировать существующие бизнес-процессы в рамках государственного управления.
·       Заключительным шагом развития станет возможность прогнозирования потребительской способности в сфере услуг. Результаты прогнозов можно применять для решения различных задач: организация заданий в Минобразования России на подготовку необходимых кадров, формирование предложений на адресную поддержку соответствующих субъектов предпринимательства и прочее.


Принципы подхода к развитию цифровой экономики Отраслевого уровня

Если сбудется самый негативный прогноз по отношению экономики России, то необходимо обеспечить беспрецедентную поддержку малого и среднего предпринимательства. Крупные корпорации и промышленные предприятия «поднять» за 2-3 года не реально, обычно на это уходят 10 и более лет.

Именно малый и средний бизнес способен достаточно оперативно изменять свои процессы, подстраиваться под новые особенности и ограничения, искать и пробовать новые возможности. Для этого необходима поддержка государства, основанная на следующих принципах.

Принцип 1. Ослабление большинства уровней контрольной деятельности. Речь идет про снижение количества плановых и внеплановых проверок, ослабление штрафов за возможные нарушения, различные «налоговые амнистии» и ряд других мероприятий. Если Государство выберет путь дальнейшего развития рыночной экономики, а не полная национализация (как было 100 лет назад), то нужно понимать, что для поддержки бизнеса нужно особое внимание уделить сокращению трансакционных издержек и эффективное функционирование всех институтов власти. Вернуться к более жестким мерам государственного контроля можно спустя 2-3 года. Тем более, что срок исковой давности никто не отменял и, в случае грубых нарушений, выявленных за прошедший период, всегда можно спросить.

Принцип 2. Максимальное соблюдение принципов частной собственности.
В настоящее время в качестве ответных санкций западу активно обсуждается вопрос национализации иностранных компаний, уходящих с российского рынка. Безусловно, эти ответные меры по большей части являются вынужденными. Однако, сам по себе факт, что частная компания становится государственной собственностью не может не настораживать. Целесообразным представляется такой сценарий, при котором в рамках «национализации» зарубежная компания продается или сдается «в аренду» российской коммерческой компании. Главное, чтобы в случае возврата к предыдущему состоянию после завершения экономической войны была обеспечена соответствующая возможность финансового вознаграждения предыдущему собственнику. Как минимум, подобный подход должен сохранить доверие у других инвесторов и компаний, представляющие страны, не присоединившиеся к санкциям по отношению к России, и будет способствовать развитию необходимого делового климата. В противном случае прецеденты простой национализации и передачи в полное управление российским государственным или коммерческим компаниям создаст и без того негативное воздействие на деловую среду в нашей стране.


Принцип 3. Финансовая поддержка новых проектов (стартапов). В настоящее время есть большое число задекларированных тезисов, согласно которым якобы осуществляется государственная поддержка. Однако нужно отметить следующее. Венчурные инвестиции (в том виде, как это функционирует у капиталистов за рубежом) в России до настоящего момента практически отсутствовали. Привлечь инвестиции, например, на стадии Seed (посевная стадия) очень и очень сложно. Инвестиционные фонды готовы были вкладывать средства в работающий бизнес, но не в стартапы на стадии идеи. Государственные инвестиции на начальном этапе, как правило ограничены суммами размером до 5-10 млн. рублей. Но создать технологичный цифровой продукт (а не веб-портал) за такие средства не представляется возможным. Создание с нуля хоть сколько-нибудь интересного продукта (базовой версии) обойдется от 50 до 150 млн. рублей.

Государство может выступать в качестве инвестора, обеспечивающего не просто финансирование, но и фактически выступать одним из учредителей малых предприятий. При этом должны быть выполнены классические принципы венчурных инвестиций. В случае, когда из стартапа в 5-7 человек вырастает компания среднего бизнеса, то доля государства может быть продана в инвестиционные коммерческие фонды. В подобной ситуации и основатели стартапа будут иметь возможность получения существенного финансового вознаграждения и государство может получить дополнительные средства в бюджеты. Фактически предлагается государству выступить в роли «венчурного капиталиста».

Принцип 4. Обеспечение минимальных трансакционных издержек.
Речь идет об основных постулатах институциональной экономики, одним из родоначальников которых был Р. Коуз. Для решения этой задачи необходимо совершенствование государственных институтов и максимальное насыщение рынка цифровыми сервисами, способствующими эффективному заключению контрактов и сопровождения сделок.



Возможная идея.
Можно в качестве идеи рассмотреть набор цифровых продуктов, которые обеспечивают следующие сервисы:
·        Заключение смарт-контрактов в любой отрасли.
·        Хранение и облачное подписание электронных документов.
·        Предоставление максимального перечня нотариальных услуг в электронном виде (доверенности, заверенные справки, подтверждение родства и вступление в права наследства и прочее).


Принцип 5. Открытость государственных институтов и равноправный доступ к имеющимся финансовым, информационным и иным видам ресурсов.
В данном случае речь идет о следующем. Очень часто мы боимся внедрить тот или иной программный модуль, потому что он покажет объективную реальность, которая может расходиться с представляемой статистикой. Часто это продиктовано с целью «обеспечения государственной безопасности», хотя представляется, что зачастую это всего лишь умышленное сокрытие со стороны некоторых чиновников, чтобы не получить наказание от вышестоящего руководства.

Фактически этот принцип означает создание новых цифровых продуктов, обеспечивающих полную прозрачность для субъектов отношений. Например, если в рамках государственных бюджетов осуществляется распределение квот коммерческим компаниям, то это должно происходить на основании системных правил, возможно, запрограммированных в новых государственных Платформах. И доступ к информации о правилах и результатах распределения государственных квот должны иметь все субъекты отношений.


Принципы подхода к развитию цифровой экономики Интеграционного уровня

В последнее время все чаще можно встретить примеры, когда для государственных информационных систем для управления и функционирования вводится частный Оператор. К сожалению, отношение участников рынка к подобной форме частно-государственного партнерства далеко не позитивное. Отчасти это связано с тем, что модель монетизации подобных систем предполагает сбор комиссии с частного бизнеса в виде фиксированной платы, утверждаемой Постановлениями Правительства РФ. Связано также еще и с тем, что получить доступ к государственных сервисам могут только ограниченный перечень государственных корпораций.

Для того, чтобы иметь возможность обеспечить восстановление и дальнейший рост экономики России, нужно решить следующие вопросы:
·       Какие виды информационного взаимодействия возможны между государственными и коммерческими системами в целях повышения эффективности бизнеса в России.
·       Как реализовать интеграцию, сохранив при этом безопасность и надежность функционирования государственного информационного пространства.
·       Какие правила должны быть установлены, чтобы к построению интеграций между государственными и коммерческими системами было привлечено как можно более субъектов предпринимательства.


Принципы подхода к образованию в сфере информационных технологий

Построение новой цифровой экономики России невозможно без достаточного числа человеческих ресурсов. Учитывая то, что достаточно большое число программистов и специалистов по информационным технологиям активно покидает страну и ищет места для релокации, то именно наличие достаточного числа квалифицированных ресурсов является ключевым риском, который может перечеркнуть все планы по реализации новой стратегии по цифровой экономике Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации уже активно прорабатывает ряд мер в поддержку ИТ-компаний, среди которых и особые налоговые режимы, специальные кредитные условия и многие другие инициативы.

В тоже время, представляется целесообразным осуществить сближение между наукой (речь идет о государственных учреждениях образовательной сферы) и бизнесом.
1.    Бизнес должен помочь сформулировать ключевые требования к квалификации и компетенциям студентов, которые выпускаются из ВУЗов. В настоящее время очень большая доля выпускников, окончивших высшее учебное заведение, оказывается невостребованными, им приходится переучиваться и приобретать определенные знания и навыки. Использовать разработчиков уровня «джуниор» в настоящее время могут позволить себе далеко не все компании среднего и крупного бизнеса. Эффективность «джунов» в настоящее время крайне низкая. Поэтому важно, чтобы образовательные и научные центры по заказу бизнес-сообществ смогли обучить и максимально эффективно подготовить специалистов, выпускаемых из ВУЗов России. Студенты к моменту выпуска должны уметь участвовать в разработке высоконагруженных сервисов, корпоративных и учетных систем, свободно владеть стеком программных технологий.

2.    На время восстановления экономики страны образование для специалистов в области информационных технологий должно быть полностью бесплатным, но с одним условием: обязательство проработать на российские компании и не эмигрировать за рубеж. В случае, если студенты получили бесплатное образование, но сразу после окончания приступают к работе на зарубежные компании, то должен полагаться компенсационный штраф, который должна заплатить зарубежная компания (фактически плата за образование и адаптацию специалистов).


3.    Развитие платформ в сфере обучения и аттестации. Для учащихся школ и студентов должна быть обеспечена максимальная доступность справочной и методической информации, онлайн курсы и аттестации.
В этой связи может быть разработан цифровой продукт (Платформа), функционирующая по принципам «агрегатора».



Единая образовательная Платформа в сфере информационных технологий.
Ключевая идея цифрового продукта заключается в функционировании по принципу маркетплейса-агрегатора образовательных программ как минимум со следующими функциями:
·        Поиск и получение доступных образовательных услуг в России и в странах партнерах. Каждый ВУЗ, научное или образовательное заведение, коммерческие компании могут размещать свои программы обучения и образовательные курсы. Частные преподаватели могут размещать предложения по дополнительному дистанционному образованию.
·        Получение доступа к оцифрованным методическим материалам (книги, учебники, пособия, статьи, диссертации и прочее).
·        Получение доступа к конференциям, проводимым в режиме реального времени. Подобные ИТ-конференции проводились в офлайн режиме достаточно часто до периода пандемии.
·        Удаленная аттестация и определение уровня собственных знаний.


Фактически для данной платформы достаточно определить единые требования к программным интерфейсам взаимодействия и утвердить на государственном уровне методические рекомендации к обучающим платформам и правила информационного взаимодействия с государственной системой. Все образовательные платформы смогут подключиться к государственной системе и как на маркетплейсе представить Оператором данной платформы может стать Министерство образования или соответствующий орган при российской академии наук.


4.    Развитие единой платформы по интеллектуальным ресурсам. Данный цифровой продукт должен обеспечивать владения актуальными сведениями о ресурсах в сфере информационных технологий.



Единая платформа по интеллектуальным ресурсам в сфере информационных технологий.
Ключевая идея цифрового продукта заключается в функционировании по принципу виртуальная биржа труда с возможностями кадрового агентства. Потенциальные функции:
·        Хранение подробной и актуальной информации по специалистам в области информационных технологий (кто и на какой специальности обучается, в какие потенциальные направления может быть привлечен, кто и в какой компании работает, какой средний доход, какой профиль работы способен выполнять специалист и прочее).
·        Хранение сведений о потребностях бизнеса в специалистах в области информационных технологий.
·        Размещение запроса на поиск работы (постановка на биржу труда).
·        Размещение предложения о работе со стороны бизнеса и поиск возможных кандидатов.
·        Возможность заключения трудовых соглашений полностью в электронном виде по принципу смарт-контрактов.
·        Рейтингование специалистов и бизнес-компаний.

Потенциально можно развить функции и включить в состав функциональности по размещению государственного или коммерческого заказа на выполнение услуг по проектированию и/или разработке.


Владельцем (Оператором) данной платформы может стать аналитический центр при Президенте Российской Федерации. Подробная информация с персональными и «чувствительными» данными просто не может находиться в руках частного бизнеса.



В заключении следует отметить, что наша страна действительно находится перед очень серьезными вызовами. Далеко еще не все осознали тот масштаб трудностей и проблем, которые могут возникнуть в ближайшем будущем в отраслях экономики страны. Но именно сейчас предстоящие события должны привести к переосмыслению ранее существовавших устоев, подходов в экономике, к смене мышления с консервативного на инновационное и амбициозное, что в итоге должно создать предпосылки для формирования новой стратегии цифровой экономики Российской Федерации. Только самые смелые и незамедлительные меры могут помочь справится с последствиями, которые принесет экономическое противостояние России с рядом западных стран (обладающими глобальными инструментами и огромными ресурсами).