Ключевые риски реализации проектов по маркировке лекарственных препаратов для производителей, аптечных и медицинских организаций
Взгляд на основную проблематику со стороны разработчика программного обеспечения в текущем статусе готовности индустрии к маркировке лекарственных препаратов, основные тенденции развития международных систем прослеживаемости, а также футуристический прогноз развития событий на российском фармрынке были озвучены в рамках доклада директора по продукту Tracepharm, к.э.н. Дмитрия Баглея на Российском фармацевтическом форуме Адама Смита в Санкт-Петербурге.
Готовность участников оборота лекарственных препаратов по мнению экспертов Tracepharm оставляет желать лучшего, учитывая, что до промышленного запуска системы маркировки лекарственных препаратов (СМДЛП) остается все меньше и меньше времени. Уже с июля ожидается, что производители 7ВЗН начнут передавать данные о вводе в оборот лекарственных препаратов в обязательном порядке. По мнению экспертов Tracepharm среди ключевых рисков для производителей (сюда же можно отнести и импортеров): • высокая волатильность требований со стороны государственной системы (было выпущено более 28 версий функциональной модели системы прослеживаемости); • отсутствие необходимых данных в учетных системах участников и автоматизации ряда процессов; • наличие разных систем с разнородными данными; • недостаток компетентных ИТ-специалистов и опыта реализации подобных проектов не только в России, но и в мире; • длительные закупочные процедуры у компаний (более 6 месяцев); • особенности организации архитектурного контроля за проектами. Для аптечных и медицинских организаций рисков не меньше: • большое число поставщиков; • ассортиментная матрица с наличием не только маркированных товаров в составе поставке; • отсутствие связанности устанавливаемых модулей маркировки с системами электронного документооборота; • увеличение внешних систем и сервисов, с которыми необходимо осуществлять взаимодействие, что повышает сложность самих бэк-эндовых учетных систем, а также требования к персоналу, обеспечивающему их обслуживание; • разнородные справочные данные о товарах; • примитивные адаптеры, обеспечивающие соединение с ФГИС МДЛП; • отсутствие систематизированных детальных методических руководств для обработки исключительных ситуаций, которые могут возникнуть на этапе приемки и обработки продукции. Однако команде Tracepharm удалось не только создать решение для участников фармрынка, но также в рамках проводимого эксперимента выйти на идеальный цикл разработки и выпуска плановых релизов. Это означает, что в будущем вокруг созданной Tracepharm интеграционной платформы будет появляться все больше и больше сервисов. «Мы создали ряд программных продуктов для поставщика логистических услуг, учитывая все особенности логистических процессов от производителя до розничного клиента. Также одни из первых смогли обеспечить интеграцию нашего решения с контуром опытной эксплуатации ФГИС МДЛП для импортеров. Для корректной обработки трансформаций мы разработали пару технологических сервисов, относимых к так называемым ноу-хау, на которые в ближайшее время мы планируем зарегистрировать патенты. Правильный выбор архитектуры создаваемых микросервисов заложил фундамент не просто для адаптеров, а для целой интеграционной платформы, которую уже в этом году мы планируем распространить на организации розничной торговли», — пояснил Дмитрий Баглей. По мнению экспертов Tracepharm создание и запуск ФГИС МДЛП даст мощнейший толчок для развития ИТ-сервисов в фарме, что в перспективе ближайших 6 лет переведет отношения между производителями, аптечными и медицинскими организациями, а также пациентами в онлайн режим.